Загадки Конкордии.

Короли и богини.

«Прилично выглядит, довольно широкая и свободная», - писал Иоганн Вольфганг Гете о Дворцовой площади (Schlossplatz) в Штутгарте в 1797 г. Тогда площадь выглядела иначе и служила в основном для проведения парадов и военных учений. Лишь когда первый король Вюртемберга Фридрих достроил Новый дворец, вернул окончательно резиденцию из Людвигсбурга в Штутгарт и занялся ее обустройством, центр Штутгарта начал меняться. Был засыпан крепостной ров, окружавший дворцовую территорию, на его месте образовалась главная улица города - Königstrasse. От Нового дворца до самого Неккара протянулась каштановая аллея, на площади появились первые деревья и цветы. Как нигде в другом месте, здесь кипит сейчас городская жизнь.

Центр площади украшает Юбилейная колонна.

 Это не только самый высокий памятник Штутгарта (30 м колонна, 5 м статуя), но и один из курьезов, которыми в достатке изобилует столица земли. А началось все в 1841 г., когда король Вильгельм I праздновал свое 60-летие и одновременно 25-летие правления. По такому случаю городской совет решил преподнести королю внушительный и долговечный подарок – юбилейную колонну. Придворный скульптор Михаэль Кнапп (Michael Knapp) приступил к разработке первых эскизов. Но советы не справились своевременно даже с проектом памятника, не говоря уж о его сооружении, и для проведения торжеств на месте будущей гранитной колонны установили временную 25-метровую из дерева. Пять лет простояла в центре площади деревянная колонна, пока в 1846 у советов опять дошли руки до обещанного подарка. Из Шварцвальда были привезены и установлены гранитные блоки, на них – 30-метровая гранитная колонна. Единственный вопрос оставался открытым: а что будет стоять на вершине колонны? Естественно было бы украсить колонну изображением самого юбиляра, виновника торжества, его Величества короля Вильгельма I., но пока возились с гранитными блоками и колонной, грянула революция 1848. Революция была подавлена, народ вернулся к мирной жизни, но установка изображения монарха теперь была политически вроде бы не обоснованной. 19 лет простояла колонна без окончательного завершения, за что ее в народе прозвали «государственной свечкой». Наконец, после долгих споров и обсуждений, компромисс был найден: украсить вершину колонны изображением богини Конкордии (Göttin Concordia), являющейся, согласно мифологии, богиней согласия между народом и правителем, в данном конкретном случае символом согласия между королем Вильгельмом I и его подданными, что после революции было весьма актуально. Теперь уже новый придворный скульптор, Людвиг фон Хофер (Ludwig von Hofer), принялся за работу. На гранитных блоках появились изображения короля Вильгельма в окружении верноподданных, сцены его деяний на благо народа, сцены, изображающие боевые подвиги будущего короля в период войны с Наполеоном, надпись: «Верному другу своего народа, любимому  королю Вильгельму посвящают советы Вюртемберга этот памятник к празднованию юбилея его правления». И, наконец, появился венец творения - 5-метровая скульптура богини Конкордии (Göttin Concordia) весом 100 центнеров. В 1863, спустя 22 года после юбилея, что само по себе является курьезом, Штутгарт готовился к торжественному событию: открытию юбилейной колонны. И долгожданный день настал. На богато изукрашенной площади была смонтирована трибуна, на ней установлено подобие трона для юбиляра, отведено место хорам и многочисленным ораторам. Когда защитное покрывало скользнуло вниз с 35-метровой высоты, восторженным зрителям предстала фигура богини во всем своем великолепии.
 Но вместо радостных возгласов и рукоплесканий по рядам зрителей прокатилась волна изумления, затем замешательства. Последовали недоуменные перешептывания и переглядывания: что-то здесь не так. На цоколе памятника Шиллеру на площади Шиллера изображена богиня победы Виктория с распростертыми крыльями, оливковая ветвь в правой руке, венок в левой. Согласно мифологии, богиня согласия Конкордия изображалась без крыльев, но с рогом изобилия в одной руке и оливковой ветвью в другой. Крылатая Конкордия на колонне держит в одной руке оливковую ветвь, в другой – лавровый венок. Богиня приобрела крылья, но потеряла рог изобилия. Если это Виктория, то победа кого и над кем? Если Конкордия, то где обещанное изобилие? Одна из газет на другой день писала: «Вчерашний день начался с довольно интересного события». Далее шло описание события, и в конце: «Не пора ли богиням выяснить отношения?»
И все-таки, кто: богиня Победы или богиня Согласия? Этого никто не знает до сих пор. Между датой закладки первого камня и возведением Конкордии лежали сложные в политическом отношении годы. Король был уже стар, уставший, он умер через год после этих событий в возрасте 83 лет. Вильгельм I был очень экономным правителем. У него была лишь одна забота: чтобы не установили на колонне памятник ему самому. (Такой вариант рассматривался, модель памятника Вильгельму I была выполнена, находится в настоящее время в музее Искусств в Мюнхене). Когда к королю обратились с вопросом, что же делать теперь с Конкордией, которая вовсе и не Конкордия, он тяжело вздохнул и сказал: «Делайте, что хотите. Этот памятник уже и так стоил мне кучу денег. Пусть стоит Виктория, а мы будем называть ее Конкордия. Вряд ли кто в будущем столетии это заметит. А если и заметит, то не поверит собственным глазам».
Мудрое решение. Действительно, сейчас мало кого интересует, что и в какой руке держит крылатая фигура на юбилейной колонне в самом центре столицы, и как ее зовут. Нарядная колонна, ось движения людских масс и городских событий, прекрасно вписывается в общую архитектуру площади. Остается только добавить, что при закладке сооружения в его фундамент по обычаю были замурованы: свидетельство об открытии памятника, программа праздника, соответствующая случаю молитва, тексты речей, произнесенных на открытии, рисунок всего сооружения, монета, выпущенная к дню рождения юбиляра, монета вюртембергского объединения зоологов, памятная юбилейная монета, различные монеты, выпускаемы в королевстве, изображение юбилейного кортежа, два сосуда с фруктами, по бутылке красного и белого вюртембергского вина, золотой дукат, золотой гульден, и еще полгульдена.

Вера Анапольская.

Joomla 1.6 Templates designed by Joomla Hosting Reviews